Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад №275 комбинированного вида "Миша"

Структура ООП ДОУ

 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска

«Детский сад № 275 комбинированного вида «Миша»

 

"Утверждаю"

Заведующий МКДОУ д/с № 275

___________   Г.А.Лопатина

04.12.2012

«Принято»

на заседании

педагогического совета № 4

04.12.2012

 

Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования

  Содержание

 

I.  Обязательная часть Программы

1.    Пояснительная записка:

1.1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ

1.2. Приоритетные направления деятельности ДОУ

1.3. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации Программы

1.4. Особенности осуществления образовательного процесса в ДОУ

1.5.Принципы и подходы к формированию Программы

2.   Организация режима пребывания детей в ДОУ:

2.1.Организация жизни и деятельности детей

2.2.Проектирование воспитательно-образовательного процесса

3.  Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ

4. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей:

4.1. Образовательная область «Физическая культура»

4.2. Образовательная область «Здоровье»

4.3. Образовательная область «Безопасность»

4.4. Образовательная область «Социализация»

4.5. Образовательная область «Труд»

4.6. Образовательная область «Познание»

4.7. Образовательная область «Коммуникация»

4.8. Образовательная область «Чтение художественной литературы»

4.9. Образовательная область «Художественное творчество»

4.10. Образовательная область «Музыка»

5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

6.    Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

II. Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса

 1. Обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях 

 2. Организация образовательного процесса в группе кратковременного пребывания

 3. Психологическое сопровождение образовательного процесса

 4. Приоритетные направления деятельности ДОУ – художественно-эстетическое развитие детей, физическое развитие

5. Дополнительное образование детей в ДОУ

6. Реализация регионального компонента

6. Организация взаимодействия с семьями детей, посещающих дошкольное учреждение 

 

Выдержки из Пояснительной записки:

      Образовательная программа – документ, определяющий специфику организации воспитательно-образовательного процесса в МКДОУ д/с № 275 с учетом федеральных государственных требований, и охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей.

Образовательная программа МКДОУ д/с № 275  разработана во исполнение и в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (ФГТОП).

Основными документами, регламентирующими целевые и методологические основы данной Программы, являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (Принят Государственной Думой 21.12.2012г.);

  •  «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (приказ Минобрнауки России от 27.10.2011 N 2562 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении");

  •  Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), (утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003);

  •  Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 655, вступивший в  силу 16 марта 2010г., Регистрационный №  16299  от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ);

  •  Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

  •  Лицензия на ведение образовательной деятельности;

  •  Устав ДОУ.

     Программа обеспечивает разностороннее комплексное развитие воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому с учетом интересов и потребностей семей воспитанников, а также с учетом сложившихся в ДОУ физкультурно-оздоровительных и культурно-образовательных традиций.

   Программа ДОУ разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией  В. И. Логиновой и др. – СПб., Детство-Пресс, 2011

 1.1. Особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие)

     Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 275 «Миша» комбинированного вида» находится на Северо-Чемском жилмассиве. Детский сад открыт в марте 1980 года как муниципальное дошкольное учреждение, рассчитанное на 14 общеразвивающих групп.  Полезная площадь составляет  3935 кв. метров.

      Длительность работы Учреждения составляет при пятидневной рабочей неделе - 12 часов: с 7.00 до 19.00 ч. Группа кратковременного пребывания  функционирует с 8-30 до 12-30 с 3-х разовым питанием.

      Прием в учреждение осуществляется по направлениям управления образованием администрации Кировского района. 

       Местоположение дошкольного учреждения накладывает свои особенности на осуществление образовательной деятельности. С одной стороны - это городской детский сад в составе мегаполиса, имеющий преимущества по сравнению с сельским детским садом по уровню   предметно-развивающей среды, квалификации педагогических кадров, информационно-коммуникативному обеспечению. С другой стороны, есть некоторая удаленность от культурных центров города, так как детский сад находится на окраине города. 

       Кировский район города Новосибирска - один из самых молодых и развивающихся районов. На его территории 27 школ, 35 дошкольных учреждений, 10 библиотек, 3 школы искусств, 13 муниципальных подростковых клубов. Достаточно сильная и сложившаяся образовательная система свидетельствует о высоком уровне образования в районе в целом и о зарекомендовавших себя традициях дошкольного образования, в частности. Местоположение детского сада влияет и на социально-экономический портрет семей воспитанников ДОУ.   

Несмотря на отдаленность ДОУ от центра города, в недалеком окружении учреждения находится парковая зона отдыха «Бугринская роща» со спортивным комплексом  и бассейном, детская школа искусств № 20, детская библиотека им.С.Есенина, поликлиника № 13. Использование ресурсов окружения, прежде всего семьями воспитанников, оказывает влияние на образовательную политику детского сада, т.к. позволяет привлекать дополнительные возможности всестороннего развития ребенка. Находящаяся рядом школа № 64 создает педагогическому коллективу условия для реализации преемственных подходов в образовательном процессе.

     Образовательное учреждение принимает активное участие в решении проблемы нехватки детских садов в Кировском  районе. Всего в детском саду 13 групп, из них – общеразвивающих – 11 (из них – две группы раннего возраста от 2-3 лет, санаторных – 1 (для детей с туберкулезной интоксикацией от 3 до 7 лет), кратковременного пребывания-1.  В соответствии с типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и современными психолого – педагогическими и медицинскими рекомендациями группы комплектуются по возрастному принципу.  Социальный состав семей неоднородный. 80% воспитанников из полных семей. В ДОУ нет национально-культурных, демографических особенностей осуществления образовательного процесса. При проектировании содержания Основной образовательной программы ДОУ учитываются специфические географические, климатические, экологические особенности города Новосибирска.

     Климат нашего города континентальный. Он значительно суровее климата районов Европейской части России, находящихся на той же географической широте. Зима в Новосибирске суровая и продолжительная, с устойчивым снежным покровомсильными ветрами и метелями. Лето жаркое, но сравнительно короткое. Оно характеризуется незначительными изменениями от месяца к месяцу и большим количеством осадков. Переходные сезоны (весна и осень) короткие и отличаются неустойчивой погодой, весенними возвратами холодов, поздними весенними и ранними осенними заморозками. Также, начиная с конца октября по март, световой день в Сибири короче темного времени суток. Такие погодно-климатические условия накладывают свой отпечаток на организацию пребывания детей на свежем воздухе в холодный период года, когда проведение второй прогулки после дневного сна не представляется возможным, особенно в группах младшего возраста. В теплый период времени, наоборот, дети находятся на свежем воздухе продолжительное время, образовательная деятельность осуществляется на участке во время прогулки, что способствует  укреплению и оздоровлению всех воспитанников дошкольного учреждения.

В целом условия Новосибирска представляют собой сложный комплекс факторов в отношении их воздействия на детский организм.

     Эти факторы учитываются при:

- организации совместной деятельности в режимных моментах (организация прогулок в помещениях ДОУ в дни отмены прогулок, сокращение времени прогулок на свежем воздухе);

- составлении годового календарно-тематического плана воспитательно-образовательного процесса в ДОУ – учёт природных особенностей, организации жизнедеятельности народов Сибири.

     Социокультурные особенности  Новосибирска (город является крупным национально-культурным центром России) также не могут не сказаться на содержании психолого-педагогической работы в ДОУ. При организации образовательного процесса учитываются реальные потребности детей различной этнической принадлежности, которые воспитываются в семьях с разными национальными и культурными традициями.  Учитывая это, педагоги ДОУ с уважением относятся к детям, разговаривающим на родном для них языке, внимательно прислушиваются к  пожеланиям родителей из семей другой этнической принадлежности.

Предметная среда ДОУ позволяет решать задачи воспитания, развития, обучения, коррекции воспитанников. Имеет развивающую здоровьесберегающую направленность.

 1.2.Принципы и подходы к формированию Программы

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:

· соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

·сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

·соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (решение   цели и задач осуществляется  только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");

·обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

·строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

·основывается на комплексно-тематическом принципе  построения образовательного процесса;

·предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при  проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

·предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

·учитывает принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, а также, непрерывности и системности образования.

    Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Формы реализации данного принципа предполагают:

  • интеграцию на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы;

  • интеграцию по средствам организации и оптимизации образовательного процесса;

  • интеграцию детских деятельностей.

     Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса включает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» и тесную взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.

Отражение принципа гуманизации в Программе означает признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка, неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка, уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

     Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обу­чения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

      Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы.        Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности  и др.

   Отвечая принципу системности, Программа представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".